Я хочу рассказать вам две занимательные истории. Занимательные до слёз. Жила-была щука, жила она в аквариуме среди карасей, которых так любила кушать. И всё было хорошо, но только пришли экспериментаторы и установили в аквариуме прозрачное стекло, которое стало отделять щуку от заветных карасей. Щука стекло не видит, карасей поймать не получается. Для хищницы наступают трудные времена, но самое трудное
здесь состояние беспомощности – сделать-то щука ничего не может и к тому же ещё не понимает, почему ей не добраться до карасей. Много попыток предпринимает щука прежде чем сдаться. Но в итоге сдаётся. И тут коварные экспериментаторы убирают стекло. Только щука об этом опять не догадывается и уже не пробует поймать карасей, которые свободно плаваю рядом с ней. Щука выучила урок: караси недосягаемы. Бедная хищница в итоге умирает от голода, окружённая едой.
Другая история не менее интересная, но более понятная. Жил был попугай. Жил он в клетке у заботливой хозяйки. Однажды хозяйка решила убраться в клетке у попугая, открыла её и включила пылесос. Испуганный попугай забился в угол клетки и ждал своей участи. Ждать ему пришлось недолго – хозяйку отвлёк телефонный звонок, а когда она вернулась, то попугая в клетке не обнаружила. Быстро сообразив в чём дело, хозяйка выключила пылесос и открыла его. Попугай барахтался в куче пыли. Не растерявшись, хозяйка взяла попугая и понесла в ванную, где промыла под струёй тёплой воды. Увидев, что попугай стал мокрым, хозяйка включила фен и высушила питомца быстрым потоком горячего воздуха. После этого, когда хозяйку спрашивали, как себя чувствует попугай, она отвечала, что он больше не чирикает, а только сидит, уставившись в одну точку.
Эти две истории о насилии. Только о насилии немного разном: в первом случае щука даже не догадывалась о том, что над ней производятся какие-то действия, она не заметила того момента, когда стала не в силах что-то изменить. Она в течение определённого количества времени обучалась беспомощности, будучи помещённой в ситуацию насилия (ещё эту ситуацию называют подавлением). Поскольку она не знала про стекло, то невозможность поймать карася она приписывала себе. Она сделала вывод, что это с ней что-то не так, раз ранее досягаемый карась теперь недосягаем. Ведь для щуки во внешнем мире ничего не изменилось! Даже после изменения условий (стекло убрали) щука продолжает жить с выводом о своей беспомощности. Она «опустила плавники» и уже не пытается реализовать свой потенциал хищницы.
Как часто в детстве мы замечаем, что нас подавляют? Ставят нам прозрачное стекло? Чаще всего ребёнок даже не догадывается о насилии, которое царит в его семье, не замечает, что что-то не так. Да, он чувствует дискомфорт от того, что его критикуют, не разрешают делать то, что свойственно ребёнку (шуметь, бегать, плакать, когда плохо) или заставляют делать то, что ему не свойственно (заниматься музыкой, когда хочется играть в футбол; уделять много времени бабушке, когда хочется играть с друзьями), когда не замечают признаки взросления ребёнка и по-прежнему относятся к нему как к маленькому (не разрешают самому выбирать, чем ему хочется заниматься; контролируют все его действия; помогаю там, где он уже давно может справиться самостоятельно; не дают личного пространства, которое так важно для формирующейся личности; спят с повзрослевшим ребёнком в одной кровати).
Ребёнок не понимает, что его «насилуют», зато испытывает чувство вины из-за естественной в этой ситуации агрессии на родителей. Родители остаются вне критики, с ними всё в порядке – считает ребёнок, зато себя считает плохим из-за того, что злится на «хороших родителей». Так же как щука злилась на себя из-за того, что не могла поймать ранее доступного карася.
Такое насилие называется психологическим, часто оно остаётся скрытым как для самого ребёнка, так и для его родителей, которые насилуют ребёнка «во благо». Вырастая, такой ребёнок продолжает винить себя тогда, когда ему приходится отстаивать свои интересы и продолжает жить в соответствии с теми указаниями, которые были вложены в него его родителями, точнее, ребёнок продолжает насилие над собой, только уже самостоятельно. Часто это приводит к депрессии и токсичным отношениям.
Более очевидно с тем насилием, которое демонстрирует пример с попугаем. Тут всё ясно: вот он, насильник, вот жертва. Такое насилие ещё называют психотравмой. По крайней мере, понятно, что тут произошло что-то из ряда вон выходящее. И за помощью тут обратиться проще. Хотя и тут обращаются не всегда.
Есть ещё и третий вариант – «щука», которая стала «попугаем». Это когда после длительного подавления, человек сам «подставляется» на роль попугая, так как считает себя плохим. Он не в силах сопротивляться очевидному насилию, так как силы его на исходе. Так формируется психология жертвы (это про людей, с которыми постоянно случаются несчастья).
Если вы узнали в себе «щуку» или «попугая», то вам нужна помощь. Самостоятельно с последствиями насилия разобраться, к сожалению, не возможно. Здесь важна помощь грамотного специалиста, который бережно поможет Вам справиться с детской травмой или ситуацией подавления и начать жить полноценной жизнью. Приходите ко мне на online консультацию. По ссылке можно записаться на приём психолога. Вместе мы справимся!