Подростковый период – самый сложный в жизни человека. В теле происходит глобальная перестройка, формируется мировоззрение, устанавливаются иные, более взрослые отношения с людьми. Это переходный период между ребёнком и взрослым, во время которого подростку нужна поддержка. Самооценка в этот период страдает из-за несовершенства тела и нестабильности эмоций, отсутствия устойчивых ориентиров в жизни и авторитетов. Для того, чтобы понять, как повысить самооценку подростка, давайте сначала разберёмся с самим понятием «самооценка».
Итак, самооценка – это то, как оценивает себя человек, свои качества и способности. Она бывает адекватной и неадекватной. Я бы разделила самооценку на две части: оценка своих способностей, навыков и умений (у всех они разные) и оценку себя целиком. Например: «Я не умею кататься на коньках, но очень хочу; если я буду тренироваться, то научусь этому». Конечно, это при условии, что у человека руки-ноги целы. В последнем варианте просто изменится окончание: «сначала мне придётся вылечиться» или «процесс тренировок займёт больше времени и сил».
Что здесь произошло? Человек адекватно оценил свои способности (кататься не умею, но научусь, если буду тренироваться). Или ещё пример: «Я учусь играть на фортепьяно, но у меня нет больших способностей для этого. Поэтому научиться играть я смогу, но виртуозом не стану». Это примеры адекватной самооценки. Обратите внимание, что здесь не делается вывода о самом человеке в целом, а только о его способностях, однако подразумевается, что с человеком всё в порядке, даже если он не виртуозно играет на фортепьяно.
Неадекватная самооценка ведёт к неуверенности и возникает тогда, когда по одной или нескольким способностям делают вывод о человеке в целом: «я плохо играю в футбол, поэтому я неудачник». Да, действительно, не все мы прирождённые футболисты и можем хорошо играть в футбол (баскетбол, на скрипке, вычислять интегралы – список можно продолжить), однако это ничего не говорит о других способностях человека и о нём как личности в целом. У каждого из нас есть своё призвание, в котором мы разбираемся лучше. Если его найти, то успех будет чаще, но тоже не постоянно.
Как повысить самооценку подростку?
- Не делать вывод о его способностях в целом и о нём как о человеке, если он потерпел неудачу в каком-то деле. («Ты неумеха, раз не можешь заштопать носки!»);
- Дать ему возможность выбирать самому, чем заниматься – в любимом деле легче достигнуть высот, чем в нелюбимом, а, следовательно, укрепиться в идеи: «я могу, у меня получится!»
- Как продолжение предыдущего пункта: не навязывать подростку свои цели и амбиции. Девушка не должна стать балериной, если у мамы не получилось, а она очень хотела. У неё могут быть (есть или найдутся) свои цели и амбиции. Достигая не свои цели, люди редко становятся счастливыми и перестают прислушиваться к себе, у них исчезает энергия и вера в себя (об этом я подробно писала в статье про прокрастинацию)
- Не требуйте от подростка быть успешным во всём, это просто невозможно. Завышенная планка создаёт ощущение постоянного провала, что только снижает самооценку.
- Не контролировать подростка тотально. Контроль – это посыл о том, что сам ты не справишься. Доверять ему, что он сможет и сам.
- Не обесценивать подростка: всё, что он делает, имеет смысл, даже если этот смысл непонятен взрослым. Критика несёт посыл о неудачности и нехорошести. Вместо этого принимайте все его начинания и поиски, обсуждайте то, что вас не устраивает в вашем взаимодействии, договаривайтесь с ним.
- Прислушивайтесь к его мнению. Подросток – тоже член семьи и имеет свой голос.
- Говорите с ним о его переживаниях, принимайте даже самые странные чувства и идеи (у взрослых они тоже есть, только часто запрятаны глубоко-глубоко), верьте в него, поддерживайте. Конечно, это возможно только в том случае, если между родителями и подростком есть доверительные отношения, иначе всё это будет восприниматься как очередная попытка контроля. Поэтому…
- Налаживайте доверительные отношения (предыдущие пункты как раз об этом).
- Будьте примером для подростка. Если вы будете в мире с собой и своими чувствами, то и подросток будет этому учиться у вас.
Для того, чтобы адекватно оценивать себя, подростку важно получить опыт принятия родителями, когда формируется ощущение собственной хорошести и значимости, независимо от того, сколько было побед и поражений. Это и есть адекватная самооценка. Если вам или вашему ребёнку -подростку нужна помощь – приходите ко мне на консультацию. По ссылке можно записаться на приём психолога. Вместе мы справимся!