как повысить самооценку подростка

Подростковый период – самый сложный в жизни человека. В теле происходит глобальная перестройка, формируется мировоззрение, устанавливаются иные, более взрослые отношения с людьми. Это переходный период между ребёнком и взрослым, во время которого подростку нужна поддержка. Самооценка в этот период страдает из-за несовершенства тела и нестабильности эмоций, отсутствия устойчивых ориентиров в жизни и авторитетов. Для того, чтобы понять, как повысить самооценку подростка, давайте сначала разберёмся с самим понятием «самооценка».

Итак, самооценка – это то, как оценивает себя человек, свои качества и способности. Она бывает адекватной и неадекватной. Я бы разделила самооценку на две части: оценка своих способностей, навыков и умений (у всех они разные) и оценку себя целиком. Например: «Я не умею кататься на коньках, но очень хочу; если я буду тренироваться, то научусь этому». Конечно, это при условии, что у человека руки-ноги целы. В последнем варианте просто изменится окончание: «сначала мне придётся вылечиться» или «процесс тренировок займёт больше времени и сил».

Что здесь произошло? Человек адекватно оценил свои способности (кататься не умею, но научусь, если буду тренироваться). Или ещё пример: «Я учусь играть на фортепьяно, но у меня нет больших способностей для этого. Поэтому научиться играть я смогу, но виртуозом не стану».  Это примеры адекватной самооценки. Обратите внимание, что здесь не делается вывода о самом человеке в целом, а  только о его способностях, однако подразумевается, что с человеком всё в порядке, даже если он не виртуозно играет на фортепьяно.

Неадекватная самооценка ведёт к неуверенности и возникает тогда, когда по одной или нескольким способностям делают вывод о человеке в целом: «я плохо играю в футбол, поэтому я неудачник». Да, действительно, не все мы прирождённые футболисты и можем хорошо играть в футбол (баскетбол, на скрипке, вычислять интегралы – список можно продолжить), однако это ничего не говорит о других способностях человека и о нём как личности в целом. У каждого из нас есть своё призвание, в  котором мы разбираемся лучше. Если его найти, то успех будет чаще, но тоже не постоянно.

Как повысить самооценку подростку?

  1. Не делать вывод о его способностях в целом и о нём как о человеке, если он потерпел неудачу в каком-то деле. («Ты неумеха, раз не можешь заштопать носки!»);
  2. Дать ему возможность выбирать самому, чем заниматься – в любимом деле легче достигнуть высот, чем в нелюбимом, а, следовательно, укрепиться в идеи: «я могу, у меня получится!»
  3. Как продолжение предыдущего пункта: не навязывать подростку свои цели и амбиции. Девушка не должна стать балериной, если у мамы не получилось, а она очень хотела. У неё могут быть (есть или найдутся) свои цели и амбиции. Достигая не свои цели, люди редко становятся счастливыми и перестают прислушиваться к себе, у них исчезает энергия и вера в себя (об этом я подробно писала в статье про прокрастинацию)
  4. Не требуйте от подростка быть успешным во всём, это просто невозможно. Завышенная планка создаёт ощущение постоянного провала, что только снижает самооценку.
  5. Не контролировать подростка тотально. Контроль – это посыл о том, что сам ты не справишься. Доверять ему, что он сможет и сам.
  6. Не обесценивать подростка: всё, что он делает, имеет смысл, даже если этот смысл непонятен взрослым. Критика несёт посыл о неудачности и нехорошести. Вместо этого принимайте все его начинания и поиски, обсуждайте то, что вас не устраивает в вашем взаимодействии, договаривайтесь с ним.
  7. Прислушивайтесь к его мнению. Подросток – тоже член семьи и имеет свой голос.
  8. Говорите с ним о его переживаниях, принимайте даже самые странные чувства и идеи (у взрослых они тоже есть, только часто запрятаны глубоко-глубоко), верьте в него, поддерживайте. Конечно, это возможно только в том случае, если между родителями и подростком есть доверительные отношения, иначе всё это будет восприниматься как очередная попытка контроля. Поэтому…
  9. Налаживайте доверительные отношения (предыдущие пункты как раз об этом).
  10. Будьте примером для подростка.  Если вы будете в мире с собой и своими чувствами, то и подросток будет этому учиться у вас.

Для того, чтобы адекватно оценивать себя, подростку важно получить опыт принятия родителями, когда формируется ощущение собственной хорошести и значимости, независимо от того, сколько было побед и поражений. Это и есть адекватная самооценка. Если вам или вашему ребёнку -подростку нужна помощь – приходите ко мне на консультацию. По ссылке можно записаться на приём психолога. Вместе мы справимся!

Автор статьи: Павлова Мария
Помогу вам справиться с одиночеством, депрессией и проблемами в отношениях. Провожу консультации по Skype по всему миру.

Главная >> Статьи >> 10 советов о том, как повысить самооценку подростка